ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ» — Священное служение: стойкость духа Православной Церкви в годы Великой отечественной войны 1941-1945.
Русская православная церковь сыграла немаловажную роль в ходе Великой Отечественной войны, её сыны помогали Отечеству противостоять фашистским захватчикам, смело вступали в бой против оккупантов, хотя сами на протяжении многих лет были гонимы многолетними репрессиями и подозрительным отношением к себе со стороны государства.
Начиная с 1917 года, православная церковь в Советской России, считалась чужеродным элементом и пережила немало тяжелейших моментов в своей истории.
Стоит напомнить, что 1932-1937 год прошли под слоганом «безбожной пятилетки». Была поставлена задача — уничтожались всё церкви, храмы, молельные дома, синагоги, мечети. Церковнослужителей преследовали. К началу Великой отечественной войны, большая их часть, была либо расстреляна, либо отбывало наказание в тюрьмах и лагерях. Именно поэтому немцы очень надеялись на помощь священнослужителей, они называли их «царёвы воины», и рассчитывали, что те предадут родину, которая столько лет истребляла их веру. Но с приходом войны, Русская Православная Церковь чётко обозначила свои позиции – разделить судьбу своего народа, как было всегда испокон веков.
В начале войны священники в основном занимались мирной деятельностью: укрывали солдат, вели патриотическую агитацию среди населения, состояли в антифашистских отрядах. Также священнослужители отпевали жертв боевых действий.
Летом 1942 года, батюшки получили благословление от Митрополита Сергия на любую помощь партизанам. Церковнослужители становились связными, разведчиками, их дети уходили служить в партизанские отряды. Была организована взаимосвязь с городским подпольем. Партизанам доставали фальшивые документы, одежду, вывозили раненых, укрывали участников операций в надёжных домах, доставляли еду и медикаменты.
Чаще всего, оккупанты, давали священнослужителямотносительную свободу передвижения, веря, что те, ненавидят людей, которые на протяжении стольких лет были их гонителями. Это позволяло священнослужителям снабжать партизан продовольствием и сообщать данные о передвижениях немцев.
Видя самоотверженную работу Православной Церкви на поддержку «Красной армии», её влияние на патриотический дух народа, да и просто боясь сопротивления тех территорий, где немцы были уже давно и, восстановив храмы и приходы, вели свою религиозную политику. Товарищ Сталин в 1943 году жалует церкви ряд привилегий: разрешает избрать патриарха, возобновить работу части приходов, открыть семинарии, возвращает часть ссыльных священнослужителей.
Так же в октябре 1943 года, двенадцать священнослужителей получили высокие государственные награды. В то время, за содействие партизанскому движению, немцы жесткого пытали и зверски убивали каждого второго священника. Но всё же духовенство продолжала помогать и поддерживать партизан.
Василий Копычко, удостоен ордена Отечества II степени, а также медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией».Он регулярно доставлял партизанам последние сводки, приносил еду и оружие, в его доме проходили встречи руководства и связных партизанских отрядов. Отважный священнослужитель, зная всю опасность своих действий, так же по ночам совершал Богослужения и освещал прихожанам последние новости из Совинформбюро, рассказывал о положении на фронте, призывал противостоять оккупантам. Когда немцы узнали о деятельности о. Василия, они сожгли церковь и дом, семью батюшки чудом удалось спасти и переправить в партизанский отряд.
Протоиерея Косьма Раину, фашисты застали утром 9 октября 1943 года в приходской церкви белоруссокого села Хойно. Священнику приказали разоблачиться, и повели в штаб, где отобрали документы и наручные часы. «Это вам больше не понадобиться», заявил переводчик и два солдата повели батюшку на расстрел.
Косьма Раина бал потомственным священником. В годы Великой Отечественной войны, он помогал партизанам, да и всем страждущим, проходящим через его дом. Он помогал своей пастве, православному народу, на чьи плечи выпало такое испытание.
9 октября 1943 года, когда два солдата повели на расстрел протоиерея Косьму Раину, батюшка возле церкви пал на колени и стал молиться. Время шло, но звука выстрелов не было, отец Косьма поднялся с колен и никого возле себя не увидел. Тогда он направился прямиком в лес, в партизанский отряд, где служили его сыновья. Позже, они вместе отвоёвывали у немцев свою матушку, которую с другими партизанскими жёнами и детьми хотели, было отправить в концлагерь.
Фёдор Пузанов-участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью “Партизану Отечественной войны” 2-й степени.
Фёдор Андреевич, как сельский священник имел относительную свободу передвижения, он втёрся в доверие к немцам, которые руководствовались применением на территории СССР «религиозной политики» (открывали храмы, церкви и приходы, некогда закрытые коммунистами и разрешали молиться, но только за победу фашисткой Германии.) Федор Андреевич не молился, ссылаясь на свою неграмотность, ведь и правда у него было всего два класса образования земской школы, поэтому для немецких солдат он был простофилей, на которого не стоит особо обращать внимание. Тем временем, Фёдор Андреевич снабжал партизан хлебом и одеждой, информировал о передвижениях немцев, а в январе 1944 года, рискуя жизнью, он хитростью спас более трёхсот односельчан, которых немцы хотели угнать в плен. Догнав колонну за селом, священник предупредил немцев, что впереди партизаны, и «согласился» покараулить земляков, пока мотоциклетный конвой проверит обстановку. Когда немцы скрылись из виду, о. Фёдор увёл односельчан знакомой тропой в лагерь к партизанам.
Религиозная община
Приход храма Святого мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого г.Ивье
УНП
500064009
Счет
BY87 POIS 3015 0147 9556 0193 3001
Банк
Г.МИНСК,ОАО ‘ПАРИТЕТБАНК’
БИК
POISBY2X